История города Иваново

История города Иваново
История города Иваново
История города Иваново
Город Иваново – административный, промышленный и культурный центр Ивановской области, расположен в живописных местах Волжского бассейна Центрального федерального округа, на расстоянии 290 км от Москвы, на маршруте Золотого кольца России. Территория города разделена на 4 района и составляет 10,5 тыс. га. Численность населения составляет 360 687 человек.
21 июля (2 августа по новому стилю) 1871 года указом Императора Александра II село Иваново и Вознесенский посад были объединены в безуездный город Иваново-Вознесенск, входивший в состав Шуйского уезда Владимирской губернии. Первое упоминание об Иванове относится к 1561 году, когда, по преданию, Иван Грозный пожаловал ивановские земли своей родне - князьям Темрюковичам-Черкасским.

В 1579 году был построен мужской Покровский монастырь. Село Иваново в 17 веке славилось производством льняного полотна и оживленной торговлей. Еще Петр I обратил внимание на ивановский холщовый промысел и пригласил голландцев для организации мануфактурного производства. В 1705 году по его указу в Иванове была учреждена таможенная изба для сбора в казну различных пошлин с торговли. В 1742 году была основана первая льноткацкая мануфактура Г.Бутримова.
В 1743 году село перешло во владение графу П.Б. Шереметеву. С конца 18 века начался переход к хлопчатобумажному и ситценабивному производству. Иваново-Вознесенск к началу XX века превратился в промышленно развитый город с численностью жителей около 60 тысяч человек. К 1870-м годам все текстильные предприятия Иванова, за исключением незначительного количества мелких заведений, обслуживались машинным трудом, перротины были вытеснены усовершенствованными цилиндрическими машинами. Однако на ткацких предприятиях всё ещё использовали исключительно механические станки, хотя на некоторых российских предприятиях уже начали внедрять автоматические агрегаты. Отделочная отрасль по-прежнему главенствовала, при этом было крайне мало бумагопрядильных фабрик, не удовлетворявших потребностей ткацких предприятий.
Промышленный потенциал определяли около 15 наиболее крупных и развитых хлопчатобумажных предприятий: фабрики Гарелиных, фабрики Зубковых, Полушиных, Витовых, Фокиных, Н. Дербенёва, Кокушкина и Маракушева, А. Гандурина, Н. и Л. Гандуриных, Д. Г. Бурылина, А. Новикова, Иваново-Вознесенская ткацкая, Куваевская и Покровская мануфактуры. Так как большинство предприятий относилось к отделочным производствам, Иваново стали именовать «ситцевым царством» или «Русским Манчестером». В 1871 году граф Д. Н. Шереметев умер. С. Д. Шереметев, его наследник, уже не являлся вотчинником Иванова, которое стало частью образовавшегося города, но связей с краем не разрывал.
В 1868 году Шуйско-Ивановская железная дорога связала Вознесенский посад с Московско-Нижегородской железной дорогой, в 1871 году была построена железная дорога до Кинешмы, а в 1890-х годах — до Москвы. Железнодорожное строительство способствовало усилению торговых связей с другими регионами. Иваново-Вознесенск стал центром неофициального Иваново-Вознесенского промышленного района, объединяющего текстильные центры севера Владимирской губернии (Шуя, Тейково, Южа, Лежнево) и юга Костромской (Кинешма, Вичуга, Родники, Середа, Яковлевское).
К середине XIX века передовые промышленники начинали понимать важность системного образования. В 1847 году Я. П. Гарелин открыл при своей мануфактуре училище, в котором через 20 лет училось уже более 100 детей. В 1861 году в Вознесенском посаде открылась начальная школа для девочек. Наконец, в 1868 году появилось первое профессиональное учебное заведение — училище мастеровых и рабочих, которое патронировал Гарелин. Он же содействовал открытию в 1860-х годах публичной библиотеки и больницы для мастеровых и рабочих. В 1873 году открылось первое реальное училище. Учились в нём сыновья предпринимателей и чиновников. В 1878 году появилась женская прогимназия, вскоре преобразованная в гимназию. Мужская гимназия открылась в 1909 году. К концу столетия в городе действовало около 20 школ разной направленности.
Город рос стремительными темпами. Если в 1897 году в нём проживало 54 тысячи человек (48-е место в Российской империи по численности населения), то к 1914 году население возросло до 146 тысяч, переместив Иваново-Вознесенск на 17-е место. В городе работало около 50 более или менее значимых текстильных предприятий и обслуживающих их заводов. С конца XIX века местным отделением Русского технического общества по промышленному району распространялись сведения о технических и технологических новациях в текстильной промышленности.
В 1918 году основаны первые высшие учебные заведения города: Иваново-Вознесенский политехнический институт, затем Иваново-Вознесенский педагогический институт. Политехнический институт в 1930 году разделили на четыре вуза: энергетический, сельскохозяйственный, химико-технологический и текстильный. Для двух последних по проекту И. А. Фомина был выстроен комплекс зданий в стиле «красной дорики», ставший одним из важнейших архитектурных ансамблей города. Здания расположились на территории, где изначально было запланировано строительство Народного дома им. В. И. Ленина. Повышение административного статуса города после Октябрьской революции и его стремительное развитие были обусловлены, помимо экономических соображений, репутацией города как пролетарского и революционного.
В 1926 году заработал автобусный общественный транспорт, а в 1934 году открыто трамвайное движение. В 1924—1928 годах построено около 140 двухэтажных домов Первого рабочего посёлка, который стал крупным памятником градостроительного искусства 1920-х годов, реализовавшим концепцию города-сада. В 1925 году на базе 3-го стрелкового корпуса был образован 3-й авиаотряд имени Ивановских рабочих, от которого ведёт свою историю ивановская авиация. Он базировался на закрытом в 1950-е аэродроме Южном. В 1930-х годах созданы гражданский аэропорт и новый военный аэродром.
В 1925—1926 годах объёмы производства достигли довоенного уровня, после чего началось строительство новых предприятий. Было решено устранить нехватку прядильных фабрик в промышленности Иваново-Вознесенска, в результате чего были построены крайне современные на тот момент конструктивистские фабрики: им. Дзержинскогои «Красная Талка». В 1929 году был запущен меланжевый комбинат, рассчитанный на выпуск 120 000 м² тканей в сутки. Строительство крупнейшего предприятия области заняло всего полтора года. В 1932 году начал работу завод торфяного машиностроения. В январе 1929 года Иваново-Вознесенск становится центром Ивановской промышленной области, а в конце 1932 года постановлением ЦИК СССР он переименован в город Иваново.
Осенью 1941 года, когда немецкая армия подошла вплотную к Москве, встал вопрос о подготовке к обороне городов за Москвой. 22 октября был создан Городской комитет обороны Иванова. В городе и вокруг него устраивали укрытия и укрепления, было организовано около 50 госпиталей. В конце 1942 года в Иванове началась боевая история французской истребительной авиаэскадрильи «Нормандия-Неман», которая состояла из лётчиков, присланных в СССР организацией «Сражающаяся Франция». «Нормандия-Неман» базировалась на аэродроме Северный. За годы войны на фронт ушло около 70 тысяч ивановцев, 27 тысяч из них не вернулись. Иваново сыграло важную роль в снабжении армии текстилем, так как многие текстильные предприятия страны оказались на оккупированной территории, а кроме того, прекратили работу фабрики Ленинграда.
Исторически Иваново формировался как центр легкой, текстильной промышленности, и в целях выравнивания численности мужского и женского населения в городе были построены машиностроительные заводы по производству автокранов, текстильного оборудования, станков, приборов, химической продукции. Активно развивалась строительная индустрия и социальная сфера.
В начале 1960-х местными властями началось активное позиционирование Иванова как «родины первого Совета» (хотя мифологизация событий 1905 года началась ещё до Второй Мировой войны). При этом история Совета была в значительной степени искажена. Был открыт Музей первого Совета, в 1980 году рядом с ним был открыт музейный комплекс. Иваново включили в туристический маршрут «Золотое кольцо России», где оно сильно выделялось своей спецификой среди других городов.
В 1948 году в городе работали 52 общеобразовательные школы, 12 фабрично-заводских училищ, 19 техникумов и 6 вузов. В Иванове работал известный математик, академик А. И. Мальцев. За 1946—1961 годы было возведено 15 новых школьных зданий. В 1960 году в вузах обучалось 14,5 тысяч студентов, к 1970 году эта цифра возросла до 24 тысяч. Самыми крупными вузами были энергетический, химико-технологический и текстильный. В 1970-х годах Ивановский государственный педагогический институт, дополнившись новыми факультетами, преобразовался в Ивановский государственный университет, в 1981 году на базе строительного факультета энергетического института созданинженерно-строительный институт.
Иваново – один из исторических и культурных центров страны. В нем расположены 12 музеев, 8 объектов паломнического туризма и порядка 400 памятников истории и архитектуры. Всегда открыты для посетителей Ивановский областной художественный музей, Дом-музей художника А.И. Морозова, Музей промышленности и искусства им. Д.Г.Бурылина, Дом-музей семьи Цветаевых, Мемориальный музей-кабинет М.В.Фрунзе. Среди памятников архитектуры ХХ века примечательны здания, построенные в 1920-30-х годах в стиле конструктивизма, которые проектировали знаменитые советские архитекторы В.А.Веснин (Ивсельбанк, 1928 г.), И.А.Фомин (комплекс зданий Иваново-Вознесенского политехнического института, 1930-1937 гг.), Д.Ф.Фридман (Дом - «корабль», 1930 г.), А.В.Власов (Драматический театр, 1940 г.).
Имеются в городе цирк, театральный комплекс, включающий музыкальный, драматический, кукольный театры, 3 кинотеатра, Центр культуры и отдыха, зоопарк и 3 парка культуры и отдыха. Ежегодно проводятся российский конкурс «Текстильный салон» под патронажем известного модельера Вячеслава Зайцева – уроженца города Иванова, конкурсы-фестивали детского художественного творчества «Жар-птица», «Самоцветы России», «Серебряные голоса», «Золотое кольцо».
Принимая во внимание конкурентные преимущества города Иванова, такие как развитое культурное пространство, акупунктура которого связана с уникальными традициями Иванова как города архитектурного и социального конструктивизма, с проведением ежегодных общероссийских мероприятий, форумов и салонов моды, он является одним из важнейших туристических центров Ивановской области. Ежегодно Иваново посещают несколько сотен тысяч человек.
“Иваново, безусловно, выделяется среди остальных городов Золотого кольца. В нем нет той многовековой истории – городу не исполнилось еще и 150 лет, нет здесь многообразия древних памятников архитектуры – их заменяют промышленные постройки нового времени. Однако, не подходит Иваново и под определение современного индустриального центра, так же как нельзя сказать, что это типичный город времен построения социализма…Вот так, на первый взгляд, кажется, что этот город не похож ни на один другой, но при ближайшем рассмотрении видно, что его уникальность – это не что иное, как гармоничное сочетание самых ярких черт каждой из эпох, прошедших через его судьбу.”
Город Иваново – административный, промышленный и культурный центр Ивановской области, расположен в живописных местах Волжского бассейна Центрального федерального округа, на расстоянии 290 км от Москвы, на маршруте Золотого кольца России. Территория города разделена на 4 района и составляет 10,5 тыс. га. Численность населения составляет 406 933 человек.
21 июля (2 августа по новому стилю) 1871 года указом Императора Александра II село Иваново и Вознесенский посад были объединены в безуездный город Иваново-Вознесенск, входивший в состав Шуйского уезда Владимирской губернии. Первое упоминание об Иванове относится к 1561 году, когда, по преданию, Иван Грозный пожаловал ивановские земли своей родне - князьям Темрюковичам-Черкасским.

В 1579 году был построен мужской Покровский монастырь. Село Иваново в 17 веке славилось производством льняного полотна и оживленной торговлей. Еще Петр I обратил внимание на ивановский холщовый промысел и пригласил голландцев для организации мануфактурного производства. В 1705 году по его указу в Иванове была учреждена таможенная изба для сбора в казну различных пошлин с торговли. В 1742 году была основана первая льноткацкая мануфактура Г.Бутримова.
В 1743 году село перешло во владение графу П.Б. Шереметеву. С конца 18 века начался переход к хлопчатобумажному и ситценабивному производству. Иваново-Вознесенск к началу XX века превратился в промышленно развитый город с численностью жителей около 60 тысяч человек. К 1870-м годам все текстильные предприятия Иванова, за исключением незначительного количества мелких заведений, обслуживались машинным трудом, перротины были вытеснены усовершенствованными цилиндрическими машинами. Однако на ткацких предприятиях всё ещё использовали исключительно механические станки, хотя на некоторых российских предприятиях уже начали внедрять автоматические агрегаты. Отделочная отрасль по-прежнему главенствовала, при этом было крайне мало бумагопрядильных фабрик, не удовлетворявших потребностей ткацких предприятий.
Промышленный потенциал определяли около 15 наиболее крупных и развитых хлопчатобумажных предприятий: фабрики Гарелиных, фабрики Зубковых, Полушиных, Витовых, Фокиных, Н. Дербенёва, Кокушкина и Маракушева, А. Гандурина, Н. и Л. Гандуриных, Д. Г. Бурылина, А. Новикова, Иваново-Вознесенская ткацкая, Куваевская и Покровская мануфактуры. Так как большинство предприятий относилось к отделочным производствам, Иваново стали именовать «ситцевым царством» или «Русским Манчестером». В 1871 году граф Д. Н. Шереметев умер. С. Д. Шереметев, его наследник, уже не являлся вотчинником Иванова, которое стало частью образовавшегося города, но связей с краем не разрывал.
В 1868 году Шуйско-Ивановская железная дорога связала Вознесенский посад с Московско-Нижегородской железной дорогой, в 1871 году была построена железная дорога до Кинешмы, а в 1890-х годах — до Москвы. Железнодорожное строительство способствовало усилению торговых связей с другими регионами. Иваново-Вознесенск стал центром неофициального Иваново-Вознесенского промышленного района, объединяющего текстильные центры севера Владимирской губернии (Шуя, Тейково, Южа, Лежнево) и юга Костромской (Кинешма, Вичуга, Родники, Середа, Яковлевское).
К середине XIX века передовые промышленники начинали понимать важность системного образования. В 1847 году Я. П. Гарелин открыл при своей мануфактуре училище, в котором через 20 лет училось уже более 100 детей. В 1861 году в Вознесенском посаде открылась начальная школа для девочек. Наконец, в 1868 году появилось первое профессиональное учебное заведение — училище мастеровых и рабочих, которое патронировал Гарелин. Он же содействовал открытию в 1860-х годах публичной библиотеки и больницы для мастеровых и рабочих. В 1873 году открылось первое реальное училище. Учились в нём сыновья предпринимателей и чиновников. В 1878 году появилась женская прогимназия, вскоре преобразованная в гимназию. Мужская гимназия открылась в 1909 году. К концу столетия в городе действовало около 20 школ разной направленности.
Город рос стремительными темпами. Если в 1897 году в нём проживало 54 тысячи человек (48-е место в Российской империи по численности населения), то к 1914 году население возросло до 146 тысяч, переместив Иваново-Вознесенск на 17-е место[112]. В городе работало около 50 более или менее значимых текстильных предприятий и обслуживающих их заводов. С конца XIX века местным отделением Русского технического общества по промышленному району распространялись сведения о технических и технологических новациях в текстильной промышленности.
В 1918 году основаны первые высшие учебные заведения города: Иваново-Вознесенский политехнический институт, затем Иваново-Вознесенский педагогический институт. Политехнический институт в 1930 году разделили на четыре вуза: энергетический, сельскохозяйственный, химико-технологический и текстильный. Для двух последних по проекту И. А. Фомина был выстроен комплекс зданий в стиле «красной дорики», ставший одним из важнейших архитектурных ансамблей города. Здания расположились на территории, где изначально было запланировано строительство Народного дома им. В. И. Ленина. Повышение административного статуса города после Октябрьской революции и его стремительное развитие были обусловлены, помимо экономических соображений, репутацией города как пролетарского и революционного.
В 1926 году заработал автобусный общественный транспорт, а в 1934 году открыто трамвайное движение. В 1924—1928 годах построено около 140 двухэтажных домов Первого рабочего посёлка, который стал крупным памятником градостроительного искусства 1920-х годов, реализовавшим концепцию города-сада. В 1925 году на базе 3-го стрелкового корпуса был образован 3-й авиаотряд имени Ивановских рабочих, от которого ведёт свою историю ивановская авиация. Он базировался на закрытом в 1950-е аэродроме Южном. В 1930-х годах созданы гражданский аэропорт и новый военный аэродром.
В 1925—1926 годах объёмы производства достигли довоенного уровня, после чего началось строительство новых предприятий. Было решено устранить нехватку прядильных фабрик в промышленности Иваново-Вознесенска, в результате чего были построены крайне современные на тот момент конструктивистские фабрики: им. Дзержинскогои «Красная Талка». В 1929 году был запущен меланжевый комбинат, рассчитанный на выпуск 120 000 м² тканей в сутки. Строительство крупнейшего предприятия области заняло всего полтора года. В 1932 году начал работу завод торфяного машиностроения. В январе 1929 года Иваново-Вознесенск становится центром Ивановской промышленной области, а в конце 1932 года постановлением ЦИК СССР он переименован в город Иваново.
Осенью 1941 года, когда немецкая армия подошла вплотную к Москве, встал вопрос о подготовке к обороне городов за Москвой. 22 октября был создан Городской комитет обороны Иванова. В городе и вокруг него устраивали укрытия и укрепления, было организовано около 50 госпиталей. В конце 1942 года в Иванове началась боевая история французской истребительной авиаэскадрильи «Нормандия-Неман», которая состояла из лётчиков, присланных в СССР организацией «Сражающаяся Франция». «Нормандия-Неман» базировалась на аэродроме Северный. За годы войны на фронт ушло около 70 тысяч ивановцев, 27 тысяч из них не вернулись. Иваново сыграло важную роль в снабжении армии текстилем, так как многие текстильные предприятия страны оказались на оккупированной территории, а кроме того, прекратили работу фабрики Ленинграда.
Исторически Иваново формировался как центр легкой, текстильной промышленности, и в целях выравнивания численности мужского и женского населения в городе были построены машиностроительные заводы по производству автокранов, текстильного оборудования, станков, приборов, химической продукции. Активно развивалась строительная индустрия и социальная сфера.
В начале 1960-х местными властями началось активное позиционирование Иванова как «родины первого Совета» (хотя мифологизация событий 1905 года началась ещё до Второй Мировой войны). При этом история Совета была в значительной степени искажена. Был открыт Музей первого Совета, в 1980 году рядом с ним был открыт музейный комплекс. Иваново включили в туристический маршрут «Золотое кольцо России», где оно сильно выделялось своей спецификой среди других городов.
В 1948 году в городе работали 52 общеобразовательные школы, 12 фабрично-заводских училищ, 19 техникумов и 6 вузов. В Иванове работал известный математик, академик А. И. Мальцев. За 1946—1961 годы было возведено 15 новых школьных зданий. В 1960 году в вузах обучалось 14,5 тысяч студентов, к 1970 году эта цифра возросла до 24 тысяч. Самыми крупными вузами были энергетический, химико-технологический и текстильный. В 1970-х годах Ивановский государственный педагогический институт, дополнившись новыми факультетами, преобразовался в Ивановский государственный университет, в 1981 году на базе строительного факультета энергетического института созданинженерно-строительный институт.
Иваново – один из исторических и культурных центров страны. В нем расположены 12 музеев, 8 объектов паломнического туризма и порядка 400 памятников истории и архитектуры. Всегда открыты для посетителей Ивановский областной художественный музей, Дом-музей художника А.И. Морозова, Музей промышленности и искусства им. Д.Г.Бурылина, Дом-музей семьи Цветаевых, Мемориальный музей-кабинет М.В.Фрунзе. Среди памятников архитектуры ХХ века примечательны здания, построенные в 1920-30-х годах в стиле конструктивизма, которые проектировали знаменитые советские архитекторы В.А.Веснин (Ивсельбанк, 1928 г.), И.А.Фомин (комплекс зданий Иваново-Вознесенского политехнического института, 1930-1937 гг.), Д.Ф.Фридман (Дом - «корабль», 1930 г.), А.В.Власов (Драматический театр, 1940 г.).
Имеются в городе цирк, театральный комплекс, включающий музыкальный, драматический, кукольный театры, 3 кинотеатра, Центр культуры и отдыха, зоопарк и 3 парка культуры и отдыха. Ежегодно проводятся российский конкурс «Текстильный салон» под патронажем известного модельера Вячеслава Зайцева – уроженца города Иванова, конкурсы-фестивали детского художественного творчества «Жар-птица», «Самоцветы России», «Серебряные голоса», «Золотое кольцо».
Принимая во внимание конкурентные преимущества города Иванова, такие как развитое культурное пространство, акупунктура которого связана с уникальными традициями Иванова как города архитектурного и социального конструктивизма, с проведением ежегодных общероссийских мероприятий, форумов и салонов моды, он является одним из важнейших туристических центров Ивановской области. Ежегодно Иваново посещают несколько сотен тысяч человек.
“Иваново, безусловно, выделяется среди остальных городов Золотого кольца. В нем нет той многовековой истории – городу не исполнилось еще и 150 лет, нет здесь многообразия древних памятников архитектуры – их заменяют промышленные постройки нового времени. Однако, не подходит Иваново и под определение современного индустриального центра, так же как нельзя сказать, что это типичный город времен построения социализма…Вот так, на первый взгляд, кажется, что этот город не похож ни на один другой, но при ближайшем рассмотрении видно, что его уникальность – это не что иное, как гармоничное сочетание самых ярких черт каждой из эпох, прошедших через его судьбу.”


Уважаемые коллеги, партнеры и жители нашего города!

 Приветствую вас на инвестиционном портале города Иванова!

Город Иваново – областной центр Ивановской области. Близость к Москве делает наш город привлекательным с точки зрения организации, расширения и развития бизнеса.

Исторически сложившаяся слава Ивановской земли как текстильного края, безусловно, накладывает свой отпечаток на отрасли промышленности, где основную долю занимает текстильное производство и энергетика, развивается металлообработка, машиностроение и логистика.

С учетом стремительно развивающихся технологий, переходом на инновационные разработки, реализация инвестиционных проектов предусматривает развитие городской среды, образовательной сферы, социальной инфраструктуры, конструктивного взаимодействия органов власти, бизнеса и населения в решении вопросов транспортной доступности, подготовки, повышения квалификации и привлечения кадров на производственные предприятия и объекты сервисной экономики.

В 2021 году в районе улицы Фрунзе создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Иваново», площадь которой порядка 50 га. Размещение производства на территории особых экономических зон обладает значительными преимуществами перед иными территориями, в том числе налоговые льготы и развитая инфраструктура. 

 Мы надеемся, что наша работа позволит повысить не только инвестиционную привлекательность областного центра, но и привлечь квалифицированные кадры, улучшив качество жизни в Иванове.

 В завершении хочу выразить благодарность всем инвесторам, которые строят новые объекты, расширяют производства и создают рабочие места, образуя прочную основу для дальнейшего развития нашего города. 

 С уважением, Глава города Иванова Владимир Николаевич Шарыпов

страница находится на редактировании